Надоела наша реклама?

Попробуй JimdoPro !

 

Кстати

  • Ты не можешь зайти в режим управления сайтом? Возможно тут ты найдешь решение проблемы!
  • Забыл пароль? Нажми на "Вход" - "Забыл пароль?"

История библиотек в России

 


Первую известную на территории Древней Руси библиотеку основал в 1037 году в Софийском соборе Киева князь Ярослав Мудрый.   В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые  источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках”. Историк  русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но, несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

 

  Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные “Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера -“Изборники», “Шестидневы”, “Физиологи”, в которых содержались сведения по философии, истории, географии, астрономии.

 

“Изборники” Святослава. 1073 и 1076г.г.- древ. сб. Киевской Руси. В него входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни). ”Физиолог”- сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения. “Шестидневы”- сборник правил для соблюдения их на каждый день в течении недели.

 

  О читателях этой библиотеки мы ничего не знаем. Ее богатствами пользовался по всей вероятности, составитель “Изборника” по имени Иоанн. В конце своего труда он сам написал: “Коньчашася книга сия рукою грешного Иоанна…”. Дан здесь один из древнейших советов, как читать: “Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те.”

 

  Сохранить библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, на их месте возникали новые. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Но эта библиотека вовсе не была единственной в Киеве.

 

  Обширное собрание книг- не только русских, но и греческих, имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена  мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на “палатях"- хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 веку книгохранилища были уже  во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

 

Чуть позже возникла библиотека Киево-Печерского монастыря, формировались библиотеки в Новгороде, Ростове, Владимире, Смоленске, Пскове, Полоцке. Личные собрания рукописей имелись у князей и представителей высшего духовенства.

 

   Вторым по величине крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. И здесь, правда, книги гибли от многочисленных пожаров, но город избежал татаро-монгольского нашествия. Именно по этой причине из общего числа книг 12-14 веков более половины приходится на долю Новгорода. И прежде всего именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга- “Остромирово евангелие”. Оно было создано дьяконом Григорием. Интересен  путь этой рукописи. Иван Грозный вывез рукопись наряду с другими в Москву, где она хранилась в одной из церквей. Потом, по распоряжению Екатерины Второй, ее привезли в Петербург. В 1805 г. она была "найдена" в гардеробе  императрицы. Как и когда она туда попала никому не известно, так как ни в каких описях она не значилась. По распоряжению Александра Первого ее перевезли в Публичную библиотеку.

 

  Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейший памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского “владыки”. В библиотеку приезжали монахи из отдаленных  русских монастырей и переписывали здесь книги.

 

  Как  же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде - в длинной анфиладе залов  на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат “Наказ писцам”, подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

 

В XIII-XV веках были основаны библиотеки в Чудовом, Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях, при дворах митрополитов. Наряду с книгами религиозного содержания в монастырях хранились и переписывались исторические хроники, летописи, жития, хождения, лечебники, травники, сочинения по географии.

 

Особо стоит сказать о так называемой библиотеке Ивана Грозного. Это собрание античных греческих и латинских рукописей, якобы хранившихся при дворе московских великих князей и царей в конце XV и в течение XVI века.  По легенде, книги привезла в Москву невеста Ивана III Софья Палеолог. Согласно свидетельствам современников, в 1565 году при Иване Грозном библиотека размещалась в Кремле в двух подвалах. В XVII веке сведений о ней уже нет. Возможно, она погибла в начале столетия, во время потрясений Смутного времени. Не исключено, впрочем, что книжная сокровищница московских правителей была кем-то вывезена за рубеж либо, напротив, надежно перепрятана в России. Многие серьезные ученые (Забелин, Соболевский, Тихомиров) верили в ее существование. Правда, поиски библиотеки в течение XVIII-XX вв. в Кремле, Коломенском, Александровской слободе оказались безуспешными.

 

К XVI веку уже сложилась практика составления описей монастырских и церковных библиотек. Очень важным этапом в создании государственных и частных библиотек стало возникновение книгопечатания. К концу столетия книжный фонд России составлял примерно 260-350 тысяч томов (печатных лишь 6 8%), причем в монастырях находилось больше трети всех книжных сокровищ.

 

  “Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования,- писал академик Б. Греков,- служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилсь в ведении брата- библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг”.

 

  Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком  монастыре например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

 

  По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. “истинными” книгами, находились апокрифические, т.е. “ложные”, “отречённые” сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

 

  Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона, ”Поучение Владимира Мономаха”, ”Сказание о Борисе и Глебе”, поучения Феодосия Печорского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое ”Слово о полку Игореве”и другие сочинения.

 

  Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

 

  Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.

 

 В конце XVII века уже формировались первые специализированные библиотеки: Типографская при Печатном дворе, собрания при Пушкарском и Аптекарском приказах. В библиотеку Посольского приказа собирали книги по истории и внешней политике, значительным собранием располагала Славяно-греко-латинская академия.

Реформы Петра Великого содействовали росту числа специальных и появлению учебных и первых публичных библиотек. Они располагали светской литературой по всем отраслям знаний. Одновременно с Кунсткамерой в Петербурге была основана и Библиотека Академии наук; с 1728 года в определенные дни и часы она открыла свои двери для всех желающих. На основе прежней Патриаршей власти организовали Синодальную библиотеку. А в 1756 году открылась Библиотека Московского университета. В 1780-х годах в старой столице издатель и просветитель Николай Новиков открыл бесплатную библиотеку-читальню. На добровольные пожертвования создавались бесплатные библиотеки в губернских городах. Среди личных собраний XVIII века выделялись библиотеки Петра Великого, Якова Брюса, Волынского, Воронцовых, Ломоносова, Меншикова, Миллера, Мусина-Пушкина, Потемкина, Татищева, Шереметевых. Но крупнейшей очень долго являлась дворцовая библиотека в Эрмитаже.

 

С начала XIX века в Российской империи шел бурный рост числа библиотек в средних и высших учебных заведениях, в воинских частях. С середины столетия открывались публичные библиотеки в губернских и уездных центрах, народные библиотеки просветительских обществ и комитетов грамотности.

 

Еще в 1814 году в Петербурге открыла свои залы для читателей Императорская Публичная библиотека (ныне Российская национальная).

В 1862 году основана Московская публичная библиотека как отделение Румянцевского музея (ныне Российская государственная); чуть позже возникли научные библиотеки Политехнического и Исторического музеев. Из коммерческих библиотек особой популярностью пользовались собрание Плавильщикова в Петербурге (по завещанию перешло к Смирдину), а в Москве – книгоиздателя Селивановского.

 

  Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.