Надоела наша реклама?

Попробуй JimdoPro !

 

Кстати

  • Ты не можешь зайти в режим управления сайтом? Возможно тут ты найдешь решение проблемы!
  • Забыл пароль? Нажми на "Вход" - "Забыл пароль?"

История станиц

Станица Северская

Станица Северская административный центр района. Расположена в юго-западной части Краснодарского края, на реке Убинка (Убин).

Основана 28 мая 1864 г. казаками Азовского войска, которые находились в станице Никольской Таврической губернии. Переселенцы остановились лагерем на Дубинке (окраине Екатеринодара). Отправили ходоков за Кубань подобрать место для поселения. В то время между Екатеринодаром и Новороссийском расположилась станица Крымская, казачий войсковой пост – укрепление Абинское и Черкесский аул Кабанцы (Ильская). Военное начальство Абинского укрепления удовлетворило просьбу азовцев: разрешило им поселиться в долине р. Убинка в лесистой полосе Закубанья. Среди поселенцев была большая группа солдат Северского полка. Они-то и были инициаторами в увековечивании своего полка, назвав недавно рожденную станицу Северской.

Северский драгунский полк, в свою очередь, имя получил от древнего русского города Новгорода-Северского, некогда столицы удельного княжества. Северский полк штурмовал неприступную крепость Измаил во время русско-турецкой войны 1787-1791 гг.

Станица Азовская

  Азо́вская — станица в Северском районе Краснодарского края. Центр Азовского сельского поселения.

         Население — 3,9 тыс. жителей (2002), пятое место по району. Расположена в горно-лесной зоне, на берегу речки Убин (Убин-Су), в 5 км южнее станицы Северская. Станица основана в июне 1864 года на месте выселенного черкесского аула. Заселена казаками упраздненного Азовского войска из станицы Никольской. В состав Азовского сельского поселения помимо станицы Азовской входит также станица Убинская.

Основана в июне 1864 г. Названа в честь Азовского пехотного полка, созданного еще при Петре I. Расположена на мелководной речке Убин-Су... Жители занимаются хлебопашеством и промышленностью. Среди жителей преобладают бедняки. Заселено казаками упраздненного Азовского войска из станицы Никольской. Станица Убинская. "Первоначально называлась станицей Папайской, затем поселком Дербентским, потом до 1909 года поселком Азовским. Расположена в нагорной, лесной полосе на реке Убин-Су. Характер местности и условия жизни близки к тому, что сказано о станице Азовской. К 1874 году в станице было 40 дворов, 103 мужчины и 60 женщин. Атаманом был Алексей Полешко. К 1891 г. появился свой кабак и одна почтовая тройка. Через три года здесь уже было две мельницы, хлебный магазин, две лавки, кузница, пасека. Почта доставлялась через ильское почтовое отделение. К 1911 году Убинская располагала 5682 десятинами общественной земли и 4081 дес. леса и кустарника. В ней проживало 1027 человек (151 двор). В этом же году здесь появилось министерское одноклассное училище. Революцию 17-го года станичники не приняли, о чем атаман Убинской сообщил рапортом в Кубанский Областной комитет, заявив о поддержке Временного правительства. В 1920 году краевая газета "Красное знамя" отмечала, что Убинская - самая бедная станица в области: на душу населения приходится 2 десятины земли, а урожай составляет от 15 до 45 пудов с десятины.

 

Поселок Ильский

Нынешний поселок Ильский, на несколько километров раскинувшийся вдоль берегов реки Иль, можно смело назвать  родоначальником всех населенных пунктов Северского района. Его основали раньше других станиц и хуторов – в 1863 году. Именно в этом году по приказу командующего войсками Кавказкой армии 16 июня сборный эскадрон Северского драгунского полка (после упраздненного по случаю окончанию Кавказкой войны) приступил к возведению станицы.

Первая  партия переселенцев появилась здесь 27 июня 1863 года. Эта дата и стала считаться днем основания станицы Ильской.

Казаки, основавшие станицу, в большинстве своем переселялись добровольно: на новом месте правительство обещало им всевозможные льготы, денежное вознаграждение за оставленное на родине имущество, но главное, переселенцы надеялись получить в потомственную собственность земельные участки.

Половина казаков (113 семей) вышли из станиц Кубанской области бывшего Черноморского войска,  с собой они принесли свою культуру быта, что отразилось на архитектуре построек. Беленые хаты под камышом, ставни, сады у дома.

К 1886 году появилась в станице деревянная школа, а первое школьное здание по типовому проекту здесь построили 1876 году, в 1896 году на углу нынешних улиц Победы и Советской появилось здание министерской казачьей школы.

Ильская вошла в состав Абинского конного казачьего полка, штаб – квартира которого находилась в станице  Хабльской (Холмская).

В середине 1924 года происходит районирование – вместо волостей создаются районы. Одним из них (2 июня) стал Северский район, куда и вошла станица Ильская.

В 1930-м в нашем районе появляются новые коллективные хозяйства (маленькие объединяются в большие). Сельскохозяйственные артели и товарищества станицы Ильской «Батрак»», «Первомай», «Ленинец», ТОЗ «Советский пахарь» вливаются в артель имени Буденного (председатель А.Ф. Кадайлов) еще осенью 1929 года. А уже в январе 1930-го организуется колхоз- гигант «Вперед к коммунизму», возглавил который двадцатипятитысячник Тарасов. Через год «гигант» разукрупнен. Появляются колхозы «Путь красных партизан» (1931-1950), «По пути Ильича»(1931-1950), «Красный таманец» (1931-1950), «Большевик»(1931-1950), имени К.Маркса (1931-1950). В 1950 году они вошли в колхоз имени С.М.Буденного, который в 1957 году переименовали в колхоз «Победа».

Великая Отечественная война оставила свой след в судьбе станицы Ильской. В августе 1942 года станица была захвачена немцами,  18 февраля 1943 года ночью захватчиков выбили из Ильской. Более 150 наших воинов, павших при освобождении Ильской, похоронены в двух братских могилах.

В Ильско-Холмском районе для добычи нефти были отведены 10 участков. Первые пять участков были выделены в августе 1913 года, вторые пять – в октябре 1917 года. В феврале 1943 года советское правительство поставило задачу: в экстренном порядке восстановить на левобережье Кубани добычу  черного золота. Сюда начали возвращать эвакуированное оборудование, а также использовать трубы, в большом количестве оставленные здесь немцами.  Добыча нефти велась ускоренными темпами. Хорошие результаты говорили о выгодных перспективах разработки Ильско-Холмского нефтяного района. В январе-марте 1944 года объединение «Краснодарнефть» организует в Ильской трест «Краснодарнефтестрой».

В ноябре 1954-го Ильский нефтепромысел с сохранением наименования объединили с Адагумским, а в 57-ом он вошел на правах нефтедобывающего участка в Калужско-Крымский нефтепромысел. В конце того же года в Ильской создается «Краснодарский укрупненный нефтепромысел».

Еще одним из крупных нефтедобывающих предприятий был трест «Черноморнефть», созданный на базе нефтяных месторождений «Зыбза» и «Кипячая». В 1948 году трест вышел на первое место  по объединению «Краснодарнефть», а в 1949 увеличил добычу нефти в 10 раз против плана 1947 года.

Эти и другие успехи привели к тому, что по рекомендации партийных органов Ильский Совет ходатайствовал перед Президиумом Верховного Совета РСФСР о преобразовании станицы Ильской в рабочий поселок. Согласно Постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР от 14 августа 1947 года станица Ильская была преобразована в поселок.

Поселок Афипский

Поселок Афипский (бывшая станица Георгие - Афипская) получила свое название от укрепления Георгие - Афипского, существовавшего с 1830 по 1850 годы на противоположном от нынешнего поселка берегу реки Афипс. Служили в укреплении в основном Черноморские казаки. В 1854 году в соответствии с условиями мирного договора России с Турцией Георгие - Афипское укрепление было разрушено.

10 мая 1862 года Император Александр II утвердил «Положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта». С 1863 г. началось заселение казаками левобережной Кубани. В 600 саженях от бывшего Георгие - Афипского укрепления ниже по течению реки был заложен редут Афипский. В 1865 году редут был утвержден станицей Георгие - Афипской, которая начала заселяться казаками с 1 мая 1865 года. Выбор места станицы произвел военный топограф хорунжий Ставцев. Станица была причислена к Псекупскому конному полку Кубанского казачьего войска.

К концу 1865 года в станице было 158 дворов, 1001 житель, а в 1917 году в станице и хуторах насчитывалось 1736 хозяйств и 8461 житель. Потомки большинства первопоселенцев и поныне проживают в поселке и близлежащих хуторах. После революции и гражданской войны в 1924 году был официально создан Георгие – Афипский сельский Совет. В 1943 году, после освобождения станицы от немецко-фашистских захватчиков, в ней насчитывалось 4 колхоза: колхоз имени Сталина, «Ленинский путь», «Аврора» и «Заветы Ленина». 28 августа 1950 года они объединились в один колхоз «Аврора».

В 40-х – 50-х годах в станице бурно развивается промышленность. Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета депутатов трудящихся № 229 от 15.04.1958 года «Об отнесении станицы Георгие – Афипская Северского района к категории рабочего поселка» станице было присвоено наименование «рабочий поселок Афипский». В состав Афипского поселкового Совета вошло 6 хуторов: Коваленко, Восточный, Кошарский, Рашпиль, Нефтекачка, Водокачка.

В 1964 году введено в эксплуатацию крупнейшее в Северском районе и на Кубани предприятие Афипский газобензиновый завод. Строительство на территории Афипского поселкового Совета такого крупного предприятия повлекло за собой резкий рост населения поселка, развитие его инфраструктуры. Был выстроен новый микрорайон 5-этажной застройки, Дом культуры «Нефтехимик», больница на 150 коек, поликлиника на 350 посещений в день, средняя школа № 5 (сейчас лицей поселка Афипского). Кроме того, строительство этого предприятия вызвало появление его крупных структурных единиц (товарно-сырьевой базы, очистных сооружений, пожарных частей). Развитие получили железнодорожная станция «Афипская», строительные и обслуживающие предприятия.

 

 

Поселок Черноморский

В средние века по территории Северского района проходила построенная генуэзскими купцами дорога от Анапы в Северное Причерноморье. Она служила для перевозки грузов от портов Черноморского побережья, в обратном направлении по ней перегоняли рабов. Дорога пересекала реку Азипс (Зыбза), проходила в предгорьях выше современных поселков Черноморского и Ильского (в те годы — аула Кабаницы). Следы дороги, придорожных курганов, колодцев и укреплений сохранялись до середины XIX века.

1866 год. После обнаружения в 1863 г. в долине реки Иль нефти, первый бурильщик России А. Н. Новосильцев в 1866 г. выбрал для бурения место между нынешними поселками Холмским и Ильским, на правом берегу реки Малый Азипс (Зыбза), где была установлена первая в России буровая вышка.

 20 февраля 1943 года Железнодорожная станция Хабль была освобождена 16 отдельной стрелковой бригадой от немецко-фашистских захватчиков.

1947 год Строительство поселка нефтяников на месте Ильского нефтегазового месторождения было начато в 1947 году, когда из земельного фонда ильского колхоза им. Буденного были выделены около 100 га. Первоначально поселок назывался «Соцгородок», но в 1949 г. был переименован в пос. Черноморский (его название было заимствовано у названия нефтегазодобывающего треста «Черноморнефть»). Центр поселка располагался между станицами Ильской и Холмской, вблизи Гнилой балки — небольшого ерика, местность вокруг которого была низкой и заболоченной. Строительство велось преимущественно в направлении гор, что привело к удаленности поселка от железной дороги. Кроме того, трасса «Краснодар-Новороссийск» также оказалась удалена от центра поселка почти на 1 км. Строителями поселка были не только рабочие, но также пленные немцы и румыны, а также заключенные, проживавшие на южном краю поселка в специальном лагере. Название «зона» и сейчас ассоциируется у жителей поселка с частью, расположенной ближе к горам (за поселковой больницей).

Большая часть поселка была застроена двух- или трехэтажными деревянными и кирпичными бараками. Наиболее значимые социальные объекты поселка — рынок и расположенные близко к нему автостанция, комбинат бытового обслуживания населения (КБО), котельная, галерея магазинов, здания НГДУ (нефтегазодобывающего управления) «Черноморнефть» и поселкового совета народных депутатов, учкомбината НГДУ, хлебозавода, школы и поселкового дома культуры — образовали центр поселка, который сохраняет свой вид уже на протяжении 50 лет.

В 1947 году была открыта врачебная амбулатория, сейчас Черноморская районная больница № 1. Ее новый трехэтажный лечебный корпус был заложен в 1970 году и за два года сдан в эксплуатацию. В 2006—2007 году в больнице произведен капитальный ремонт, в нее перенесли также помещения поликлиники (одноэтажное старое здание поликлиники сейчас заброшено). В 1953 году был построен Дворец культуры нефтяников. 1961 году был создан клуб юных техников. В 1964 году открывается санаторий-профилакторий «Весна», где лечат заболевания сосудов, опорно-двигательных органов, эндокринной и нервной систем.

С 11 февраля 1963 г. по 30 декабря 1966 г. поселок входил в состав Абинского промышленного района.

Активное озеленение поселка (большую роль в этом сыграла работа поселкового ЖКХ, в котором работало до 300 человек), привело к характерному виду его главных улиц — два ряда деревьев по обеим сторонам улицы смыкаются над ней, образуя зеленый шатер. Поэтому даже в самые жаркие месяцы лета температура в поселке на несколько градусов ниже, чем в соседних станицах. В поселке есть два сквера — один из них посвящен победе в Великой Отечественной войне, а второй расположен напротив здания поселковой администрации, в нем установлены памятники В. И. Ленину и основателям поселка. Поселковый парк им. Горького, расположенный за домом культуры, в настоящее время пришел в запустение, а в советское время включал в себя летний кинотеатр, открытый бассейн, лодочную станцию, карусель, танцплощадку, ухоженную главную платановую аллею со скульптурными группами. Сквер им. В. И. Ленина расположен между зданиями ДК, НГДУ и школы № 21 и засажен разнообразными деревьями — елями, соснами, березами, кленами, акацией, липами, ивами и др., а также можжевельником. В нем располагаются три фонтана, каменная горка, беседки и бомбоубежище. В 1986 году был поселок Черноморский признан лучшим в крае по благоустройству и озеленению.

За парком расположен еще один ерик, и на горе за ним в советское время было начато строительство домов с солнечными батареями, установленными на крышах, за что местные жители назвали этот район «Солнечный». В 90-е годы в поле рядом с мкр. Солнечным выделялось жилье под строительство домов коттеджного типа, и оно в настоящее время постепенно застраивается в сторону пос. Ильского и хутора Карского, расположенного в предгорьях к югу от пос. Черноморского.